1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века

Содержание

Введение

1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века

2. Салернская врачебная школа

3. "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении все истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. [2, с.10]

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность — ровесница первого человека”,— писал И. П. Павлов. Накопление практических медицинских наблюдений, конечно, продолжалось и в средние века. В ответ на запросы времени возникали специальные учреждения для лечения больных и раненых, проводились выявление и изоляция заразных 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века больных. Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людских масс, способствовали опустошительным эпидемиям и обусловили в Европе появление карантинов; открывались монастырские больницы и лазареты. Открытие больниц и лазаретов способствовало появлению медицинских школ.

В Западной Европе центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерно.

В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке в Праге и Вене. Однако, образцом средневековой медицины являлась Салернская школа.

Таким образом, цель данного реферата - изучение истории 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века медицины периода средневековья в Западной Европе.

Задачи:

1. описать важнейшие направления развития медицинского образования в Западной Европе в Средние века;

2. изучить особенности Салернской врачебной школы;

3. рассмотреть "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации.

1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века

В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века это истиной».



Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, ИбяСины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.

В XIII-XIV веках в университетах Западной 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.

Для медицины средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в Другие страны (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.

Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Монпелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год.'В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскрытие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.

В 1316 г. Мондино де Луччи составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн-Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии.

Только в Италии в конце XV- XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением. Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский и Падуанский играли прогрессивную 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века роль и менее других испытывали влияние схоластики.

Уже в древности римская колония Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим целебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточению здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прообраз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Западной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века был составлен в XI веке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.

Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в. он стал центром передовой медицины.

Однако, чаще всего врачами были монахи. Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная специализация, хотя среди них 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормозили развитие научной медицины. Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развилась хирургия. Хирургией в средние века занимались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколько практики костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI веке родоначальник хирургии. Третья стадия феодализма (XVI-XVII века) в Западной Европе была периодом его упадка 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века и разложения, сравнительно быстрого развития товарно-денежного хозяйства и затем зарождения в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя переход к следующей общественно-экономической формации капитализму.

2. Салернская врачебная школа

Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Обучение в школе продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс.

Салернская врачебная школа стала самым знаменитым медицинским учреждением не только в Италии, но и во всей Западной Европе. Некоторое время школой руководил известный 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века врач Иоанн Миланский. При нëм в XII веке школа достигла такого особого расцвета, что император Священной Римской империи Фридрих II дал Салерно исключительное право присваивать звание врача и запретил заниматься врачебной практикой без соответствующей лицензии этой школы. Город Салерно, благодаря школе, стал крупнейший медицинским центром Европы.

Авторитет Салернской школы был непререкаем, что поддерживалось многочисленными трактатами, составлявшимися врачами из Салерно и распространявшимися по всей Европе. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах.

В жизни Салернской школы различают два периода — греческий — от начала существования школы и до XII века, и Греко-арабский — начало которого восходит к середине XII века 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века.

В IX—XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий», включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» — практическое руководство по диагностике различных заболеваний. В XII веке в Салерно был написан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному"), пользовавшееся широкой популярностью.

Особенной славой пользовалась гигиеническая поэма «Правила салернской школы» (лат. «Regimen scholae Salernitanae»), впервые напечатанное в 1480 в Кёльне и с тех пор 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века многократно переиздававшееся.

Руководитель Салернской врачебной школы Иоанн Миланский составил сборник советов по гигиене, облечённых в леонийские стихи (лат. versus leoninus). Автором произведения, скорее всего, был не только Иоанном, а коллектив преподавателей салернской школы, так как первый стих, обращенный к герцогу Роберту, сыну Вильгельма Завоевателя, лечившемуся в Салерно в 1101 г. гласит «Правителю англов пишет вся Салернская школа» (лат. Anglorum regi scribit schola tota Salerni).

В начале XIII века здесь был составлен труд «Flos medicinae» («Цвет врачебного искусства»), в котором освещались самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века многое другое.

К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, а также женщины, которые заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Немало женщин бало и среди прославленных профессоров школы. Так, в XI веке здесь преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О чёрной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»). Среди ученых женщин, преподавателей школы около 1059 г. была Тротула — «nobilis matrona». Из еë трудов до нашего времени дошли «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Её труды неоднократно цитировались многими авторами в XI—XII 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века веках.

Сохранилось ещё много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе. Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.

В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.

Салернская врачебная школа на протяжении ряда столетий являлась хранительницей античной медицины. Её называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).

Гравюра, изображающая врачей и их пациентов Салернской врачебной школы XI - XII век.

3. "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации

С IX столетия Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания), был долгое время римской колонией и находился на пересечении многих торговых путей Востока 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века.

Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась храни- тельницей античной медицины. Ее называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение). Уже в IX–XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий» – включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике различных заболеваний. В XII веке в Салерно был создан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному»), пользовавшееся широкой популярностью. Лучшим списком произведений Салернской школы является Бре- славльский кодекс, составленный в середине XII века. XII век был вре- менем наивысшего расцвета Салерно. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключительное право присваивать звание врача и воспретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.

В начале XIII века был составлен труд, написанный 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века по обычаю того времени в стихах, – «Flos medicinae», буквально: «Цвет врачебного искусства». Самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое нашли здесь свое отражение.

Дидактическая поэзия – один из древнейших жанров античной литературы. Ее истоки восходят к Гесиоду (VIII–VII в. до н.э.), автору поэмы «Труды и дни», в которой приводятся советы о сохранении здоровья. Медицинская дидактика не случайно обрела поэтическую форму. Это не только дань древней традиции. Благодаря поэзии, чисто ме- дицинские советы становятся доступнее и лучше запоминаются. «Радуют душу стихи и, немногие 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века. Интересно отметить, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»).

Среди ученых женщин, читавших около 1059 г. лекции в Салерно, была Тротула – «nobilis matrona». Из ее трудов до нас дошли следующие: «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Тротулу неоднократно цитируют многие авторы XI и XII веков. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.

Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века моче», «О зародыше» и другие. В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы. Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века, но «Салернский кодекс здоровья» остался лучшим ее памятником. В первых главах даются диэтетико–гигиенические навыки, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие. Вот некоторые из этих советов: «Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться, Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая, Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула; Будешь за этим следить, – проживешь ты долго на 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись ты и зубы почисти. Все это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья

Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье;

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

Кратким пусть будет полуденный сон, иль вовсе не будет.

Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость –

Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

От накопленья ветров возникают четыре 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века недуга:

Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье».

Достаточно много рекомендаций касается пищевых рационов:

«Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок

Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим,

Сам по желанию есть, ты получишь к тому подтвержденье:

А указанием будет слюны пробежавшая струйка.

Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,

Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:

Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.

Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,

Хлеб из тончайшей муки – доставляют телесную крепость.

Сыр молодой 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века, молоко и пшеница полнят и питают,

Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,

Спелые смоквы и свежие гроздья от лоз виноградных».

Даются и характеристики вин, используемых по рекомендации

салернских врачей:

«Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.

Доброго хочешь вина – непременны пять признаков эти:

Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.

Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.

Красного если вина ты когда–нибудь выпьешь не в меру,

То закрепится живот и испортится голоса звонкость».

Приведенные примеры из «Салернского кодекса здоровья» сви- детельствуют о неустаревающих рекомендациях медиков средних веков. Признанием больших и бесспорных заслуг Салернской школы явился тот 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века факт, что XIV Международный конгресс историков медицины в 1954 г. заседал в Риме и Салерно, и «civitas Hippocratica» стала международным форумом ученых многих стран мира. Арнольду из Виллановы, автору «Салернского кодекса здоровья», принадлежит еще один трактат с интересным названием «О сохранении молодости и отдалении старости». Данный трактат – страница истории геронтологии и гериатрии. По мнению автора, старение лишает живые существа жизненной силы, радости бытия и, наконец, самой жизни. До сих пор до конца не выявлены причины старения и еще нет ответа на вопрос, каковы первичные и существенные элементы старческой инволюции. Гиппократ объясняет старение потерей «природного тепла». Аристотель в сочинении «О 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века молодости и старости» также полагает, что старение вызывается постепенным расходованием «природного тепла», которым располагает каждое живое существо с момента появления на свет. Поэтому старики по природе «холодные». Византийский поэт Лев Философ (IX–X вв.) писал: «Ты, старость, холодна, и от природы смесь Моя полна мокроты...»

Арнольд в данном трактате на основе гуморальной теории объясняет, как в старости наступает плохое пищеварение, потеря аппетита, истощение, дряблость и морщинистость кожи, ослабление зрения, слуха, памяти. Болезни, сопутствующие старости, – это результат непропорционального соотношения влаг организма. Для здоровья надо удалить избыток той или иной влаги. Развитие и образование первичной смеси субстанций происходит с помощью 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века врожденной теплоты тела. Так как процесс образования природного тепла в старости замедляется, то и процесс выздоровления, естественно, происходит медленнее. Конституция больного играет при этом важную роль.

Всем делам должно сопутствовать хорошее, бодрое настроение, во всем надо соблюдать умеренность, пища должна быть легкой, питательной: нежирное мясо, рыба, сладкие вина. Секрет долголетия заключается в рациональном режиме: умеренная еда, отказ от злоупотребления вином, разумное пользование воздухом, сном и бодрствовнием, движением и покоем и, наконец, воздержание от излишних страстей – вот главнейшие правила такого режима. Соблюдая его, человек может прожить столько лет, сколько предназначено ему природой, то есть гораздо больше, чем он живет на самом 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века деле. Но люди не понимают этого, а потому стареют и умирают раньше срока.

Основным тезисом, выдвинутым им для продления молодости, был: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в жизни».

Арнольд в своих представлениях придерживался средневековых позиций. Так, астрология, сопутствовавшая человеку с момента его рождения и проникшая в медицину еще в древности, утверждала, что существует связь между органами тела и планетами: между Солнцем и сердцем, Луной и мозгом, Юпитером и печенью, а также связь между планетами и металлами: Солнцем и золотом, Луной и серебром, Марсом и железом, Меркурием и ртутью.

В эту 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века эпоху многие занимались поисками вещества, которое должно было превращать в золото не только серебро, но и неблагородные металлы (свинец, ртуть и т.п.). Оно носило название философского камня, красного льва, звалось панацеей или элексиром жизни. Этому средству предписывалась могучая сила, оно должно было не только об- лагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством, раствор его, так называемый «золотой напиток», принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Арнольд действительно считал золото самым совершенным и ни с чем не сравнимым веществом, находящимся под влиянием созвездий, благодаря которому оно отличается неизменяемостью и нерас 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века- творимостью и обладает чудесным целебным действием. Но эти качества свойственны только чистому золоту, и поэтому он предостерегает от применения в медицине «искусственного золота», в котором всегда есть примесь посторонних веществ.

Таким образом, Салернская школа являлась образцом средневековой медицины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что медленное, но неуклонное развитие медицинских знаний начинается в Западной Европе в XII-XIII вв.

Особенности развития медицины в средние века характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления.

В те времена господствовало убеждение, что все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

Центрами средневековой медицины были университеты. В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами.

Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).

Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский играл прогрессивную роль и менее других испытывал влияние схоластики.

Салернская медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась хранительницей античной медицины. Авторитет Салернской школы был непререкаем, что поддерживалось многочисленными трактатами, составлявшимися врачами из Салерно и распространявшимися по всей Европе. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Одним из таких сочинений является "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации. В первых главах подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века лечебное действие.

Список использованной литературы

1. Заблудовский П.Е История медицины./ Заблудовский П.Е. Методическое пособие – М.: Медицина, 1998. – 113с.

2. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высших мед.учеб. заведений \ Т.С. Сорокина. - 9-е из., стер. - М: Издательский центр "Академия", 2009.- 560 с. 10

3. Первая медицинская школа в Западной Европе (http://museum.impharma.ru/text/471)

4. Салернская врачебная школа (http://ru.wikipedia.org/wiki/)

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


documentafkczlx.html
documentafkdgwf.html
documentafkdogn.html
documentafkdvqv.html
documentafkedbd.html
Документ 1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века